Копирую для себя, чтобы не потерять.
Ольга Чигиринская о харизме литературных персонажей (в терминологии Леонгарда):
читать дальше "Харизма имеет разные источники, это раз.
Харизма никогда не держится "ни на чем", это два.
По первому пункту. Харизма харизме люпус эст, и каждый тип харизмы, подчеркиваю, КАЖДЫЙ, у людей определенного психического склада вызывает идиосинкразию. На каждый тип харизмы найдется тип, этой харизме не поддающийся.
Например, гипертимная харизма - это прущая во все стороны витальность, в первую очередь. Рядом с гипертимиками, как правило, "тепло", даже если они не обогревают тебя целенаправленно. Но гипертимов, как правило, склонны не любить параноиды - за раздолбайство и верхоглядство.
Демонстративная харизма - это харизма не тепла, а блеска. Демонстрант (если он при этом не гипертим) "светит, но не греет". Под такую харизму не попадают слепые к внешнему блеску ананкасты.
Экзальтированная харизма - это харизма "ведьмовская". Как правило, присуща женщинам. У каждого из нас наверняка есть знакомая, о которой бабы с пришипом говорят: "Ну надо же, ни кожи, ни рожи, а вокруг нее так и вьются", а мужчны говорят, что в ней что-то... э-э-э... какая-то изюминка...
А на самом деле"э-э-э" заключается в том, что экзальтант умеет подчеркнуть выгодное в своей внешности и спрятать невыгодное, плюс гнать волну эмоций. Не поддаются, как правило, шизоиды.
Эпилептоидная харизма - конечно, это из цикла "приятно увидеться и поговорить с Мухаммедом Али, но жить под его руководством?", но она бывает очень сильной в экстремальных ситуациях, где эпилептоид может "развернуться". Харизма типа "Вам нужны наши мечи? Придите и возьмите". Иллюстрация - все четыре "Крепких орешка". Или пьяная речь Вилли Старка во время предвыборной кампании.
Но эмотика она приводит в ужас.
Это все "харизма первого взгляда". Есть "харизма второго взгляда" - очарование, которое видно только при относительно длительном контакте, но оно и более прочно, более стойко.
Дистимная харизма - чтобы долго не разводить на бобах, вспомните сцену "те же и раненый Атос" в "Мушкетерах". Но она почти не действует на демонстрантов.
Параноидная харизма. Массовая любовь к Северусу Снейпу говорит сама за себя. Но зеркальный образом ей не подвержены гипертимики. Параноиду вообще очень трудно гипертима задавить "массой".
Эмотивная харизма. Мелани Уилкс форева. И, судя по показаниям очевидцев - Жанна. Настоящий, глубокий внутренний огонь.
Беда у аффтара, ИМХО, начинается тогда, когда он пытается сделать героя неотразимым ваще. Приписать ему все виды харизмы сразу. Чтоб ни у кого не было противоядия. Или наоборот, когда он не знает, чем имено покоряет его герой".
Она же о Снейпе и других типах учителей (также в терминологии Леонгарда).
читать дальше[Собеседник: "...прекрасная манера эпилептоидов ронять весь накопленный аффект не на виноватого, а на последнего чихнувшего в его сторону, равно как и декларируемая "справедливость" дистимика, в которой все зависит от того, кто почесал за ухом, а кто не почесал - нэ нада нам такой справедливости".]
Ольга: " Во-первых, все вышеперечисленные прелести дистимик и эпилептоид делают эпизодически, а параноид системно.
Эпилептоиды вообще злопамятны, но не мстительны. Если эпилептоиду представится случай - именно так: представится, сам собой на голову упадет - он может воспользоваться этим случаем для мести. Но специально планировать месть и тратить на нее ресурсы - нет, это не о нем. И уж тем более не о нем - мстить тем, кто виноват уж в том, "что хочется мне кушать".
Параноид мстит не по случаю, а целенаправленно. И системно.
Будь Снейп эпилептоидом - вряд ли он стал бы отыгрываться на Гарри. А если - ну, допустим, что Гарри аж так похож на Джеймса, что Снейп прямо себя забыл бы, - он отрывался бы на Гарри время от времени, под настроение. А в остальное время был бы с ним ровен, как с остальными. Или даже пытался компенсировать свои срывы дополнительными плюшками. Потому что эпилептоиды, конечно, проявляют несправедливость (я вам так скажу: ее проявляют все люди) - но они очень не любят быть несправедливыми. Знать за собой какую-то несправедливость - это для них неприятно.
А что до дистимов - то тут далеко ходить за примером не надо, у Роулинг есть прекрасный дистимный Люпин.
В чем вообще принципиальная разница между параноидом, дистимом и эпилептоидом применительно к вопросу справедливости?
В том, что ни дистим, ни эпилептоид не способны быть источниками нравственных критериев для самих себя. Они принимают правила, которые придумывает кто-то другой, они неспособны генерировать их сами, они не мыслят системно (это привилегия параноидов и шизоидов).
Поэтому для них немыслима ситуация "что я считаю справедливым - то и справедливо". А для параноида такая ситуация вполне комфортна.
Если учитель эпилептоид - то, как правило, любимчиков у него нет, но под дурной настрой может прилететь любому из учеников. Решительно любому. Это вот такая вот справедливость.
Если учитель - дистимик, то у него, конечно, появляются симпатии и антипатии в классе - но он прикладывает аццкие усилия к тому, чтобы со стороны это заметно не было. И часто он снисходителен именно к "антипатиям" и строг именно с любимчиками - это справедливость по-дистимному.
У учителя-параноида, _как правило_, есть и любимчики, и "жертвы". И о каждом у него сложилось определенное мнение, которое, конечно же, является истиной в последней инстанции. Каждый получает по заслугам (при этом что является заслугой, а что проступком, определяет сам учитель, а кто ж еще?) - это параноидная справедливость".
Оль, если захочешь продолжить тему - you are welcome.
Копирую для себя, чтобы не потерять.
Ольга Чигиринская о харизме литературных персонажей (в терминологии Леонгарда):
читать дальше
Она же о Снейпе и других типах учителей (также в терминологии Леонгарда).
читать дальше
Оль, если захочешь продолжить тему - you are welcome.
Ольга Чигиринская о харизме литературных персонажей (в терминологии Леонгарда):
читать дальше
Она же о Снейпе и других типах учителей (также в терминологии Леонгарда).
читать дальше
Оль, если захочешь продолжить тему - you are welcome.